The Home of the Last Tsar - Romanov and Russian History

Rooms of Alexandra - Formal Reception Room

English | Español | Français | Русский

Угловая Гостиная Императрицы Александры Федоровны

Угловая гостиная Императрицы Александры Федоровны считалась одной из самых больших комнат во дворце, а также самой большой комнатой в личных покоях императорской семьи. Она соединялась с одной из дворцовых библиотек и располагалась в правом углу Александровского дворца. Семь огромных окон Гостиной смотрели в Александровский парк. Стены комнаты были отделаны искусственным мрамором и увенчивались прекрасно вылепленным антаблементом - его чеканность и ясный классический дизайн являются характерной чертой работы архитектора Кваренги. Гостиная сохраняла строгий стиль конца 18го столетия, который определила для дворца своего внука Екатерина Великая. Вполне возможно, что некоторые предметы из меблировки Гостиной были частью оригинальной меблировки екатерининских времен.

На фото: письменный стол работы Рентгена и гобелен, выполненный по картине Виже-Лебрен Слева на столе бюст Александра I из Веджвудского фарфора.

Снежная белизна комнаты оттенялась тяжелыми, ярко-красными оконными занавесями, имевшими внутреннюю драпировку из тонкого кружева. Пол был выложен паркетом темно-золотого цвета. В центре комнаты на потолке висела красивая хрустальная люстра с рубиново-красной стеклянной сердцевиной. Подобное красное стекло очень сложно произвести - красный цвет достигается добавлением золота в расправленное стекло еще до того, как стеклодув начнет придавать ему изящные формы. Люстра датируется эпохой Екатерины Великой и, скоре всего, она являлась частью оригинальной обстановки комнаты.

Меблировка включала в себянекоторые прекраснейшие образцы, находившиеся во дворце. В том числе - письменный стол с вертящейся крышкой и музыкальным механизмом внутри. Он был сделан прославленным немецким мастером по изготовлению кабинетной мебели Давидом Рентгеном. Стол датировался временем постройки дворца и , возможно, был одним из свадебных подарков АлександруПервому и его жене Елизавете от Екатерины II. Этот шедевр являлся официальным письменным столом Александры Федоровны и считалсяодним из самых ценных произведений искусства во дворце. После революции 1917 года стол отправили в Москву. Затем его вернули в Петербург и отослали в Эрмитаж, где он находитсяи сейчас. На его место в Угловой Гостиной музейные работники поставили другой стол работы Рентгена, один из подходящей пары, найденной во дворце. Вероятно, эта пара письменных столов принадлежала Александру и его юной жене Елизавете.

В Гостиной также находилось множество образцов французской мебели 18го века и огромный ковер работы французской фирмы Савоньер Savonierre на полу. После Французской революции новое французское правительство устроило распродажу мебели из бывших королевских дворцов. Представители Екатерины II присутствовали на этих аукционах и сделали большое количество покупок. Александровский дворец как раз строилсяв то времяи вполне возможно, что некоторые предметы королевской мебели были приобретены специально для его обстановки. Две ширмы из слоновой кости, покрытые гобеленами, имеют французскую королевскую монограмму и , очевидно, относятся к эпохе Людовика XV.

В 1896 году архитектор Мельцер добавил еще мебели, включая неподходящий уголок в стиле 18го века, а затем все кресла перетянули материалом зелено-яблочного цвета, имитирующим стиль эпохи Людовика XV.Это соединило различный дизайн мебели в один гарнитур.

Декоративные украшения гостиной представляли собой набор предметов конца 18го, 19го и начала 20го столетий. Несколько маленьких статуэток, в том числе - бюсты императора Александра I, его жены Елизаветы и императора Павла I. Здесь же присутствовал раскрашенный фарфоровый бюст Александра I работы Эноха Вуда (фабрика Веджвуд), изготовленный в Англии в 1814 году. На стене находилась великолепная мраморная резьба работы Мари Анн Коло 1774 года, изображающая Екатерину Великую - эту резьбу Советское правительство продало в 1933 году.

В начале каждого часа Гостиная оглашалась звонкими ударами нескольких часов 18го века, стоявших в разных частях комнаты.

На фото сверху: "Казаки работы Детайляи и гобелен "Мария Антуанетта с детьми"ю.У стены под картинами стоят большое пианино и орган.

Стены украшали несколько больших живописных полотен. Самым заметным была картина "Казаки". Это полотно создал французский художник-баталист Эдуард Детейль в 1889 году для Александра III. Детейль также работал и для Николая II Р в покоях императора имелось несколько акварелей этого художника. "Казаки" были проданы за 50,000 долларов - на сегодняшние деньги это примерно миллион долларов..

На фото справа: Между двумя дверьми портрет Александры Федоровны работы Каульбаха. Именно здесь в 1913 году к 300-летию Дома Романовых были сделаны знаменитые фотографии Великих княжон.

Между двух дверей, ведущих в Гостиную, висел большой портрет в тяжелой золоченой раме - портрет Александры Федоровны, созданный в 1903 году немецким художником Каульбахом, одним из любимых живописцев императрицы. Мрачноватое полотно изображает императрицу в темном лесу - она в розовато-лиловом мерцающем платье с бриллиантовой диадемой на голове. После того как художник сделал наброски лица императрицы, он попросил послать ее платье к нему в мастерскую в Мюнхен, где оно было одето на фигуру той же комплекции, что и у Александры Федоровны. Таким образом художник завершил портрет. После того как портрет был закончен и отослан в российскую столицу, Каульбах смиренно спросил императрицу, может ли она оставить ему платье как памятный подарок - и она дала свое согласие. Потомки Каульбаха до сих пор хранит это платье. Эскиз Каульбаха к портрету стал для НиколаяII любимым изображением супруги и император поместил его в свой Новый кабинет.

Одним из самых известных предметов в Гостиной был гобелен, изображающий Марию Антуанетту , копияс портрета Виже-Лебрен, сделанная в 1887 году. Гобелен подарил Александре Федоровне французский президент Лебрюн, который коллекционировал личные вещи Марии Антуанетты. Императрица очень интересовалась несчастной королевой Франции и много читала о ее судьбе. Когда Александра Федоровна и Николай перед своей коронацией посетили Францию с визитом, французский президент пригласил Александру Федоровна остановиться в покоях Марии Антуанетты в Версале. После революции 1917 года подаренный гобелен музейные гиды называли несчастливым талисманом, "предначертавшим" судьбу Александры Федоровна. Сегоднянам кажетсяэто оправданным, а в те времена никто и не подозревал, что ждет Александру Федоровна, поэтому подарок не считали неподходящим.

В 1895 году будущее Николаяи Александры виделось блестящим и определенным. Не так давно музейные власти пробили новую дверь в стене на том месте, где когда-то висел гобелен.

И , наконец , рядом с полотном Детейля располагалась большая картина "Коронация Николая II " работы датского придворного живописца Л.Туксена. Копии этой картины находились в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге у вдовствующей императрицы Марии Федоровны и в Букингемском дворце в Лондоне.

Если бы вы были послом, министром или иностранным высокопоставленным лицом, то, скорее всего, Александра Федоровна приняла бы вас здесь, в Угловой Гостиной. Здесь же она принимала придворных и представителей знати. К тому же, Гостиную использовали по случаю особенных обедов или ужиновю В комнате могло с комфортом разместитьсядо 30 человек.

Bob Atchison

Please send your comments on this page and the Time Machine to boba@pallasweb.com

Palace Tour

Gala Parade Halls
Restoration of the Palace
Rooms of Alexandra
Rooms of Nicholas II
The Children's Floor
Rooms of the Right Wing
Palace Park
The Imperial Garage
Imperial Dining
Plans, Maps and Churches
Imperial Yacht Standardt

Researching Jewish Ancestry - Finding Uncle Nat

For those who are following Rob Moshein and his saga in discovering his Easter European roots, here's another page from the Pallasart blog.

Mosaic of Leo VI from the Narthex of Hagia Sophia

This mosaic stands above the main Imperial door from the inner narthex into the sanctuary of Hagia Sophia.  Leo was married too many times and this mosaic was a result of his problems with the Church.

I Visit the Soviets by E. M. Delafield
Jewels of the Romanovs
Lost Splendor by Felix Yussupov